Индийский океан — третий по величине и глубине после Тихого и Атлантического океанов. Он занимает 20% гидросферы планеты. Выгодное географическое положение на протяжении тысячелетий делало морские воды важнейшей транспортной артерией, соединяющей континенты друг с другом. Природные ресурсы Индийского океана до середины 20 века оставались недостаточно изученными. Однако развитие технологий послужило росту хозяйственного значения водоема и вовлеченности других стран в освоение его богатств.
Биоресурсы Индийского океана
Доступные для освоения биологические ресурсы находятся главным образом в шельфовых зонах акватории, воды которых хорошо прогреты солнцем и обогащены кислородом. Хотя площадь океанического бассейна велика и составляет 76,174 млн. кв. км, в нем добывается всего лишь 5% общемирового улова рыбы.
Имеющие выход к побережью Индийского океана азиатские и африканские государства не располагают нужными для развития рыбного промысла ресурсами и технологиями, и вылавливают рыбу примитивными способами, обеспечивая морепродуктами только местное население.
В открытых водах тропической части океанского бассейна и близких к Антарктике районах ловом рыбы занимаются страны с высоким уровнем оснащенности траулеров. Здесь много судов из государств Южной Европы.
Живность в Индийском океане.
Природные ископаемые
Использование человеком глубин Индийского океана, прежде всего, связано с топливно-энергетическими ресурсами: нефтью и газом. Их добывают в Персидском заливе, на шельфовом участке Индостана, в проливе Басса.
Крупные запасы природного газа обнаружены у побережья Бангладеш, нефтеносные пласты – на австралийском шельфе.
Залежи ценных руд (монацит, ильменит, рутиловые и циркониевые) найдены в прибрежных зонах Мозамбика, у островов Шри-Ланки и Мадагаскара. Шельфы Таиланда, Индонезии и Мьянмы богаты касситеритом, а рифовые области – месторождениями меди, марганца, железа и хрома.
Добыча ресурсов в Индийском океане.
Морские перевозки
В структуре грузопотоков превалирует перевозка минеральных ресурсов и нефти из стран Африки, Индии, Пакистана, Австралии и некоторых государств Юго-Восточной Азии в Китай и европейские страны.
В азиатской части океана в отличие от других макрорегионов значительную долю грузового флота до сих пор составляют небольшие парусные суда. Морские перевозки проходят в следующих направлениях:
1
Дальневосточном. Трасса проходит через Зондский и Малаккский проливы, о.Шри-Ланка, соединяя порты Японии, Китая и Кореи с Персидским заливом. Основной объем грузопотоков отводится нефти и продуктам ее переработки, чуть меньший – металлическим рудам.
2
Ближневосточном. Транспортировка осуществляется на короткие расстояния. Танкеры с сырой нефтью курсируют между Персидским заливом и Красным морем, доставляя сырье от точек отправки до точек назначения и переработки.
3
Южноафриканском. Водный транспорт перевозит руды из Африки и нефть с Ближнего Востока, проплывая расстояние от Персидского залива до мыса Доброй Надежды. Промышленные товары из Европы и Северной Америки доставляются в обратном направлении.
4
Австралийском. Самый дальний континент соединяется с другими макрорегионами тремя направлениями транспортных потоков – ближне- и дальневосточным (нефть), из Мьянмы (рис) и Бангладеш (джут).
Рекреационное использование Индийского океана
Важное значение имеют не только природные ресурсы Индийского океана, но и теплый субтропический и тропический климат региона, позволяющий принимать туристов круглый год.
Помимо пляжного отдыха такие страны океанического бассейна как Индия, Мьянма, Таиланд, Египет и другие привлекают к себе внимание обилием культурно-исторических памятников и богатством флоры и фауны, Оман и ОАЭ – дешевым шопингом, а африканские государства – участием в сафари.
Виды хозяйственной деятельности
Хозяйственное использование вод Индийского океана ориентировано в основном на добычу полезных ископаемых, биоресурсов и туризм.
Рыболовство
К важным для рыболовства регионам относятся: субарктический пояс, где добывается нототения, клыкач, путассу и восточное побережье Африки и северо-западная часть Индийского океана, в которых ведется лов некоторых видов акул, хамсы, скумбрии, сардины, тунца, а также кальмаров и морских ракообразных. На объемах вылавливаемой рыбы положительно сказывается модернизация промысловой отрасли, активно проводимая Индией, Пакистаном и Таиландом в последние годы.
Китобойный промысел
Этот вид промысла был долгое время распространен в приантарктических водах Индийского океана. На сегодняшний день он почти полностью свернут из-за резкого снижения популяции отдельных видов китов и угрозы их полного исчезновения.
Добыча полезных ископаемых
Разработки нефти и газа в прибрежных зонах ведут Катар, Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Аравия, ОАЭ, Бахрейн. С каждым годом масштабы добычи растут. К 2030 году ожидается их увеличение до 500 млн. тонн в год. Начата разработка «черного золота» в Камбейском заливе, запасы которого оценены в 190 млн. т.
Международный туризм
Страны океанского бассейна рассматривают международный туризм как важную составляющую бюджета, активно развивая туристическое направление. При этом для привлечения путешественников каждое государство использует свои преимущества.
Добыча жемчуга
Индийский океан также известен добычей морского жемчуга, которая ведется в трех регионах. В Манарском заливе, где средний улов на судно с двумя ныряльщиками составляет 6-7 тыс. раковин. В Аденском заливе и на отмелях острова Сокотра, где добывается редкий черный жемчуг со свинцовым отливом. В Бахрейне и Катаре, известных миру жемчугом розового оттенка под названием «золотая роза». Лов находится под контролем правительства.
Рекреационные ресурсы
Касаемо организации отдыха, в Индийском океане выделяют несколько районов. Аравийский, охватывающий страны, расположенные на одноименном полуострове. Подходит для посещения нефтепромыслов, религиозного паломничества, наблюдения за выловом жемчуга и добычи кораллов. Североафриканский, привлекает множеством исторических и культурных памятников древних цивилизаций. Восточноафриканский, Вызывает интерес соседством с диким животным миром. Южно-азиатский, предлагает комфортабельные курорты на берегах Бенгальского залива.
Экологические проблемы и пути их решения
В последнее время человек все активнее использует природные ресурсы Индийского океана. В результате его воды загрязняются нефтью и нефтепродуктами, попадающих с танкеров, при повреждении нефтяных платформ, очистке наливных цистерн и утечке трубопроводов.
Вместе с речными стоками в водоем проникают такие опасные тяжелые металлы, как свинец, ртуть, кадмий.
Вредные элементы: мышьяк, цинк, медь, хром, сурьма накапливаются в организмах морских животных, отравляя их. Урон наносят и военные конфликты, а также применяемые в сельскохозяйственной отрасли гербициды и пестициды. С целью сохранения экосистемы государство подписало ряд документов об охране окружающей среды:
Конвенцию о защите флоры и фауны Антарктики;
Кувейтский протокол о региональной кооперации в борьбе с загрязнением Персидского залива;
подобный протокол об акваториях Аденского залива и Красного моря;
план действий по защите морской среды у берегов Восточной Африки.
Созданы морские резерваты, большая часть которых носит статус национального парка.